вторник, 27 сентября 2011 г.

Дидактические игры на уроках математики.

1. «Подбери по величине»
Цель: развитие представлений о величине окружающих предметов и выработке понятий «большой – маленький»
Материал игры: геометрические фигуры (квадраты,прямоугольники, круги, треугольники) двух размеров: большие и маленькие.
Содержание игры:
Учитель кладет на стол два круга. Около большого круга ученики кладут большие фигуры, около маленького круга – маленькие.


2. «Игра с матрешками»
Цель: развитие представлений о величине окружающих предметов и выработке понятий «большой – маленький»
Материал: матрёшки.
Содержание игры:
Учащиеся расставляют матрёшек от большей к меньшей или от меньшей к большей.

3. «Что изменилось»
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, речи, обогащение словаря.
Материал игры: фигуры больших и маленьких яблок, листьев деревьев.
Содержание игры:
На наборном полотне учитель выставляет большое яблоко красного цвета, маленькое яблоко зеленого цвета, большой кленовый лист желтого цвета.
Ученикам предлагается закрыть глаза. Учитель убирает одну фигуру. – «Что изменилось?». Ученик должен дать полный ответ
- «Нет маленького яблока зеленого цвета».

4. «Волшебный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения, учить различать большие и маленькие фигуры, сравнивать и сопоставлять.
Материал игры: мешочек с геометр. фигурами разных размеров (большие и маленькие)
Содержание игры:
Ученику предлагается достать из мешочка большой квадрат. Ученик, не глядя в мешочек, на ощупь отыскивает в мешочке большой квадрат и достает его. А теперь достань квадрат меньше. Ученик также достает маленький квадрат.

5. «Много – мало – один»
Цель: закрепить понятия «много- мало-один», развивать мышление и внимание.
Материал для игры: у учащихся карточки с рисунками, на которых изображены: один, два, три шара, связка шаров, один цветок, два-три цветка, букет цветов и т.д.
Содержание игры:
Учитель говорит: «Много». Каждый ученик поднимает карточку, на которой нарисовано много предметов. Учитель говорит: «Мало». Ученики поднимают карточки, на которых нарисовано два – три предмета, и т.д.

6. «Веселый счет»
Цель: закрепление прямого и обратного счета.
Материал для игры: прямоугольники с числами. В квадратах записываются числа от 1 до 10, от 1 до 20.
Содержание игры:
Соревнуются два ученика. Кто быстрее назовет и покажет числа по порядку от 1 до 10; от 1 до 20, тот считается выигравшим.

7. «Стук – стук»
Цель: развивать слуховое восприятие, учить соотносить число и цифру.
Материал для игры: цифровая касса у каждого ученика.
Содержание игры:
Учитель стучит, а учащиеся показывают цифру, соответствующую числу ударов.

8. «Сбежавшие числа»
Цель: закрепить прямой и обратный счет, четные и нечетные числа.
Материал игры: таблички с числами.

Содержание игры:
Учитель вывешивает на доске готовые таблицы, в клетки которых надо вписать пропущенные цифры (числа). Ученики должны подметить закономерность в записи цифр (чисел) и вписать нужные.
Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты. Из них сбежали числа. Какие это числа?

9. «Чет – нечет»
Цель: учить различать четные и нечетные числа, развивать слуховое восприятие, звучность голоса.
Материал игры: числовой ряд.
Содержание игры:
Учитель предлагает хором считать до 10 (20), но так, чтобы четные числа произносились тихо, а нечетные громко.

10. «Закрой форточку»
Цель: закрепить умение решать примеры, развивать внимание, мышление.
Материал игры: у каждого из учеников карточки с примерами. Один из компонентов в примере неизвестен.
Содержание игры:
Учитель называет число. Если это число подходит, к примеру, то ученик поднимает руку и называет пример.

11. «Занимательные квадраты»
Цель: закрепить умение решать примеры, развивать мышление и внимание.
Материал игры: квадрат с пропущенными числами.

Содержание игры:
Учащимся предлагаются занимательные квадраты, в которых отсутствуют числа в клетках.
В рядах, столбиках, по диагонали сумма получается одинаковой.

12. «Геометрическое домино»
Цель: закрепить название геометрических фигур, учить сравнивать и соотносить фигуры.
Материал игры: картонные прямоугольники с наклеенными фигурами.



Содержание игры:
Все фигуры одного цвета и одного размера. Подбирая пары, дети ориентируются только на форму фигур.

13. «Когда это бывает?»
Цель: закрепление временных представлений, развитие внимания, наблюдательности.
Материал игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток.
Содержание игры:
- Учитель показывает картинку, например «Зарядка», и спрашивает: «Когда это бывает». Ученик должен ответить, что это бывает утром.
- Учитель называет время суток, ученики показывают соответствующие картинки.

14. «Времена года»
Цель: закрепить названия и последовательность времен года, название месяцев, развивать внимание, мышление.
Материал игры: карточки с названиями месяцев.

Содержание игры:
Каждый ученик получает карточку и 12 прямоугольников с названием месяцев. Он должен заставить «форточки» названиями месяцев, соответствующих этому времени года.

15. «Какое это время года?»
Цель: развитие временных представлений, памяти, внимания, устной речи учащихся.
Материал игры: У каждого ученика таблички с названиями времен года, у учителя картины с изображением пейзажа, соответствующего каждому времени года
Содержание игры:
Учитель показывает картину, ученик называет время года, которому соответствует эта картина. Один из учеников объясняет, почему он поднял табличку с тем или иным понятием.

16. «Найди лишнее»
Цель: развивать мышление и внимание учащихся.
Материал игры: карточки.
17. «Танграм»
Цель: формировать умение складывать сложные фигуры из геометрического материала, закрепить счет до 10.
Материал игры: разноцветные геометрические фигуры.
Содержание игры:
Используя набор геометрических фигур по образцу. Сосчитать сколько потребовалось фигур каждого вида.

18. «Геометрический квадрат»
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Материал игры: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.
Содержание игры:
Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки.

19. «Почини одеяло»
Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать внимание и мышление.
Материал игры: геометрические фигуры, картонный коврик с отверстиями.
Содержание игры:
С помощью фигур закрыть белые отверстия.
Рассказ: Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды он ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры.
Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

20. «Запомни и нарисуй»
Цель: развитие зрительной памяти.
Материал игры: карточки с рисунками (фигурами)
Содержание игры:
Учитель показывает в течении одной минуты карточки с фигурами, а затем просит детей воспроизвести их в тетради.
21. «Соедини точки»
Цель: установить соответствие между числом и цифрой, сформировать навыки счета и умение пользоваться линейкой.
Материал игры: индивидуальные карточки с изображением предметов в виде основных контурных точек.
Содержание игры:
Ученик должен последовательно соединить точки и определить какой, предмет изображен.

22. «Выбери правильный ответ»
Цель: закрепление приемов сложения и вычитания, активизация мыслительной деятельности.
Материал игры: перфокарты.
Содержание игры:
Ученики решают устно пример, находят справа правильный ответ и соединяет линиями выражение с их значениями.

23. «Часы»
Цель: закрепление вычислительных навыков, активизировать мыслительную деятельность, развивать устную речь учащихся.
Материал игры: макет «Часы».
Содержание игры:
Учитель подводит стрелки к двум числам. Ученики должны выполнить, то действие знак, которого стоит в центре.

24. «Светофор»
Цель: закрепление арифметических действий в пределах 100, развитие памяти, устной речи учащихся, повторение правил дорожного движения.
Материал игры: карточки с заданиями.
Содержание игры:
Перед началом игры учитель проводит беседу о поведении пешеходов при переходе улицы, заостряет внимание на желтом, зеленом и красном свете светофора. В игре все ребята – пешеходы. Когда зажжется желтый свет, надо быть очень внимательным и решать пример. Зеленый свет показывает, что пример решен верно и можно переходить к решению следующего примера. Красный свет показывает, что пример решен неверно, идти дальше нельзя, а нужно снова решать, чтобы получился правильный ответ.

25. «Ручки считают, а глазки проверяют»
Цель: закрепление счета в пределах 20, развитие тактильных ощущений.
Материал игры: на картонках нашиты пуговицы в один или два ряда.
Содержание игры:
Учитель вызывает ученика, предлагает ему закрыть глаза и дает картонку с нашитыми на нее пуговицами. Ученик на ощупь пересчитывает пуговицы и говорит результат. Затем он себя проверяет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий